на картеАзияКарта МираВИДЕО

ВИДЕО
НА КАРТЕ МИРА

Вакансии в турфирмах
Санкт-Петербурга

Культурный ландшафт провинции Бали ирригационная система \"субак\"

2013-10-31

К культурному наследию Индонезии относят материальные объекты, ставшие туристическими визитными карточками этой страны - например, храмы (Боробудур, Прамбанан), национальные парки (остров Комодо, Лоренц, Уджунг Кулон), тропические леса Суматры.

Помимо этого, список ЮНЕСКО включает так называемое «нематериальное наследие». В прошлой рассылке мы рассказали о таких явлениях индонезийской культуры, как батик, театр ваянг, кинжал крис, музыкальный инструмент ангклунг, танец саман и сумка нокен.

Есть и более сложные, комплексные понятия, которые не всегда можно назвать «объектом». Одним из них является культурный ландшафт провинции Бали.

Уникальность этого явления в том, что памятником является не один какой-то объект, а совокупность традиций, обычаев, составляющих культуру островитян.

Поговорим немного подробнее об этом.

Главной сельскохозяйственной культурой балийцев является рис, а единственным способом его выращивания – заливные поля. В условиях гористой местности, создание ирригационных сооружений и их дальнейшая эксплуатация является очень трудоемким процессом, требующим участия в нем как можно большего количества людей, а также координации их усилий, разделения труда.

На острове Бали, рис выращивается на многоярусных террасах, порой, до десяти рядов. Их сооружение требовало титанических усилий в те времена, когда люди могли рассчитывать только на свою мускульную силу. С учетом гористой местности, применение гужевого транспорта было также ограничено. Можно сказать, что строительство террас по своим трудозатратам сравнимо с легендарными пирамидами Гизы. Совокупная площадь искусственных рисовых полей на Бали составляет 19 500 гектаров. Это больше, чем занимает Западный административный округ Москвы. Помимо собственно террас, система включает в себя также сеть каналов, проток, шлюзов. Сложно себе представить, что все это было разработано и построено в IX веке н.э. Именно к этому периоду времени относятся первые упоминания об ирригации на Бали.

Вышеописанная гидротехническая система называется «субак». Следует отметить, что есть еще два смысла, которые балийцы вкладывают в понимание этого слова.

«Субак» можно определить еще и как общину крестьян, совместно использующих одну ирригационную систему. Причем, в субак может входить как одна, так и несколько деревень. Критерием для принадлежности к общине является именно совместное использование конкретной ирригационной системы или источника воды.

Однако, понятие субак не исчерпывается чисто хозяйственным или административным значением.

Субак несет еще и мистическую функцию – каждая община имеет свой собственный храм, которые некоторые называют «водными храмами». Их основная задача – «отношения» с конкретным духом, который «ответственен» за благополучие общины. Эти духи олицетворяют силы природы. Как правило, храм субака является самым большим по размеру объектом в общине. Самый известный «водный храм» - Таман Аюн. Он был построен в 1634 г раджой Менгви. Со всех сторон храм окружен каналами, попасть в него можно только через мост. Внутри храма расположен фонтан с 9 струями, которые символизируют 9 основных божеств Бали. Интересно, что струи ориентированы по восьми сторонам света, а девятая струя бьет вверх.

Заметим, что духи предков у балийцев ассоциируются с горами.

Стоит отметить, что разновидность буддизма на Бали, которую некоторые исследователи именуют индо-буддизмом, имеет свои особенности. Он включает в себя как положения классического учения буддизма, так и языческие верования, которые основаны на поклонении стихиям природы и предкам.

Основой мироощущения балийцев, исповедующих индо-буддизм, являются принципы «Три хита карана» (три условия благополучия):

• Гармоничные отношения человека с божественными силами

• Гармоничные отношения человека с природой

• Гармоничные отношения человека с другими людьми

В канонической индуистской литературе принцип «три хита карана» не фигурирует, но, при этом, он очень близок по духу индуизму и принимается балийцами как часть религии.

Балийская община, субак, основой своей жизни полагает эти принципы. Эти же принципы переносятся и на хозяйство – совместная ирригация заливных рисовых полей подразумевает бережное и рачительное отношение к природе. Взаимодействие между общинниками, а также их участие в ирригации и последующее распределение урожая происходит с учетом их материального положения и физических особенностей каждого.

Водопользование сакрализуется, каждые его значимые этапы сопровождаются разными церемониями (например, пуск воды) в соответствии с принципами «три хита карана».

Интересно, что система субак позволила балийцам добиться самой высокой урожайности риса в регионе. На Бали удается собирать 3-4 урожая риса в год.

В настоящее время на Бали насчитывается более тысячи субаков. Разумеется, в современных условиях субак постепенно трансформируется в «ирригационный кооператив», где физическое участие заменяется денежными взносами. Тем не менее, отношения внутри общин стараются поддерживать на принципах, заложенных предками. Например, общественный порядок до сих пор, в значительной степени, поддерживается не полицией, а «добровольной народной дружиной» общины субак.

В 2012 году система субак была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО как материализация принципа «три хита карана».


Здесь был Вася! Создай свою карту, отметь, где ты был, размести на карте фотографии

Купить дешевые авиабилеты на самолет онлайн, найти лучший маршрут перелета, узнать стоимость авиабилетов всех авиакомпаний

Аэропорты стран мира, Бюджетные авиакомпании


Индонезия: смотреть видео


на карте google

 

time:0,012561